Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей и молодежи, программ воспитания, осуществлении научно-методического обеспечения.
Основные принципы аттестации педагогических работников:
- коллегиальность,
- системность,
- целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.
Состав аттестационной комиссии:
1 – руководитель или по его решению другое уполномоченное лицо;
1 – представитель профсоюзного комитета;
Не менее 5 избранных членов из числа педагогических работников путем тайного голосования.
Не могут входить педагоги, которые будут проходить аттестацию, подлежат обязательной аттестации в период полномочий аттестационной комиссии.
Состав аттестационной комиссии определяется приказом руководителя и до 1 октября доводится до сведения педагогических работников.
Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты приказа о ее создании.
Аттестационная комиссия выбирает из числа членов комиссии:
- председателя,
- заместителя председателя,
- секретаря.
Аттестация на присвоение квалификационных категорий проводится только по инициативе педагогического работника, который может подать заявление в течение текущего учебного года в соответствующую аттестационную комиссию.
Обязательные условия допуска педагогического работника к прохождению аттестации (п.18 Инструкции):
- Соответствие полученного образования квалификационным требованиям, которые определены ЕКСДС (определяется по диплому об образовании);
- Наличие стажа работы в соответствии с требованиями п.19 Инструкции (определяется по трудовой книжке или иным документам, содержащим сведения о периодах работы (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству));
- Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования (подтверждается документом установленного образца (не реже одного раза в три года).
Обязательная аттестация на подтверждение квалификационных категорий проводится по инициативе руководителя организации (в данном случае заявление от аттестуемого не требуется).
Основание для аттестации на подтверждение квалификационной категории – приказ руководителя.
Аттестационное собеседование проводится для всех педагогических работников, в т.ч. освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в соответствии с п.30 Инструкции и на присвоение квалификационной категории в соответствии с п.п.20,20-1 Инструкции.
Аттестационное собеседование – беседа с аттестуемым с целью выяснения его интересов и уровня общей подготовки. Собеседование также форма педагогической экспертизы, специальная беседа по актуальным вопросам современного образования, сложным или спорным проблемам по изучаемому предмету, устраиваемая с целью выяснения интересов, общей подготовки аттестуемого в соответствии с квалификационными требованиями.
Сценарий аттестационного собеседования может быть следующий:
- Заслушивание характеристики аттестуемого.
- Заслушивание аттестуемого (самооценка, перспективы профессионального роста, пути совершенствования педагогической деятельности).
- Заслушивание членов аттестационной комиссии с оценкой педагогической деятельности аттестуемого и вопросами к нему.
- Обсуждение аттестационных материалов.
- Внесение предложений по итогам аттестации.
- Вынесение решения по итогам аттестации.
Следует подчеркнуть, что при принятии решения особое внимание уделяется эффективности педагогической деятельности, результатам труда, профессионально значимым личностным качествам аттестуемого.